Человек не только тело. Есть множество тонко-материальных субстанций, которые и являются тем, что мы называем человеком. Из всего этого многообразия мы познали пока только два уровня – уровень Души и уровень Духа (или как говорят, Огненного тела человека). Обе эти частички человека – бессмертны. Дух – божественная капля Творца в человеке. Он - проявления Высшей воли, свободы, справедливости, абсолютных истинных ценностей. Душа – тоже гостья с нематериального мира. Но она пребывает здесь чаще и дольше чем в тонких мирах. А все потому, что перерождаясь каждый раз в новом теле, Душа развивается. И когда-нибудь достигнет божественного уровня и растворится в Абсолюте. Грубо говоря – человек и есть Душа, а тело только временная одежда, дана для того, чтобы Душа чувствовала себя более-менее комфортно в условиях материального мира.
Если сравнивать Дух, Душу и Тело, то они приблизительно соотносятся как Цветок, Земля и Вазон. Что ты ни делай с пластиковым вазоном, он будет оставаться одинаковым. Землю, в которую посажен цветок, всегда удобряют, делая ее все более плодородной. А чем лучше земля, тем здоровее развивается цветок. И еще – цветок можно вынуть из вазона, или разбить вазон. Но земля и цветок неразделимы – они переплелись корнями.
Поэтому, если человек умирает, первым тело покидает Дух. А затем и Душа уходит - хотя она еще какое-то время пребывает возле тела. Если Дух трансцендентен, то Душа на протяжении жизни человека сживается с телом. И ей бывает жаль покидать свое пристанище. А если смерть наступила внезапно – как при трагических случаях – то Душа не сразу и понимает, что разлучена с телом. Если Душа не покидает тело вовремя, или по каким-либо причинам привязана к нему, может случиться так что она «зависнет» между Мирами, превращаясь в привидение.
Чтобы этого не произошло, очень важно, чтобы умирающий отходил легко. Во многих традиционных культурах верят, что последнее желание умирающего – будет его миссией в следующей жизни. А посему состояние сознания, направление мыслей умирающего, его последнее стремление должны быть благостными. Ибо они и понесут душу на новые высоты. В Бхагавад-Гите , Кришна объясняет Арджуне процесс умирания, что то состояние которое остается в уме - переносит душу в такие же условия существования. Так что в этот момент оказывается именно намерения человека.
Викинги например, мечтали о смерти в бою, с мечом в руках, что бы достигнуть "Вальгаллы", и пировать вместе с Одином и Валькириями. И логично, что архетип воинов закреплялся у них из поколения в поколение.
Японские самураи готовились к смерти всю жизнь. Достойная смерть – было единственно важной частью их жизни. Поэтому отходя в мир иной, с нашим они прощались специально написанным стихотворением – хайку. Например такими:
Махнув на себя рукой – исчезаю
из общего проявленья…
интересно – из воздуха появился
и снова туда возвращаюсь.
Но были и такие самураи, что перед смертью летели мыслями не в спокойные райские дали, а программировали себя на скорейшее возвращение на Землю – для мести:
Если теперь должен Ашура…
себя еще подчинить человеку?
заново появлюсь, возродившись -
чтобы голову снести Кацуэ.
Умирающий человек, в большинстве случаев, пребывает в состоянии аффекта. И часто не отдает себе отчет что происходит. Поэтому очень важна роль людей, что пребывают с ним. Если они помогут умирающему войти в высшее сознание – то сослужат ему величайшую службу. Но, как правило, бывает наоборот – родные и близкие цепляются за умирающего до последнего мгновения и тянут к себе с неистовым эгоизмом. Иногда апеллируя даже к материальным вещам: «ой, кто теперь будет вести хозяйство?». И тем самым направляя мысли уходящего человека к низшим материальным мирам. Из которых душа будет потом выбираться долго и мучительно.
Умирание просто процесс перехода, как в школе, из низшего класса в высшие. И оплакивать это явление - просто человеческая реакция, ума и чувств. Но душа освоила программу, и должна перейти на следующую ступеньку развития.