Какова цель вашего рождения? Осознать себя, осознать, что вы - ни тело, ни ум, а Вечная Душа, которая представляет собой Конечное Единство: зовите его Атмой, Парампурушей, Брахманом или как вам еще угодно.
Как же человек рождается в этот мир? Что заставляет его принять рождение? Некоторые говорят, что в основе всего лежит карма, но когда их спрашивают об источнике кармы, они отвечают, что карма вечна.
Но как это возможно? Если бы карма была вечной, как бы можно было избежать ее? В действительности закон кармы - это не что иное, как ньютоновский закон движения: каждое действие порождает равную по силе, но противоположно направленную реакцию. Между действием и реакцией нет фундаментального различия, поскольку если происходит одно, за ним следует другое; это просто причина и следствие. Поэтому я всегда говорю: "Причина - это скрытое следствие, а следствие - это раскрытая причина". Если вы знаете одно, вы знаете и другое. Если вы знаете, какой потенциал скрыт в семени, вы можете предсказать, какое дерево из него вырастет. Если вы знаете яйцо, вы знаете и птицу.
Если действие и реакция не имеют конца, как можно вообще надеяться на то, чтобы вырваться из водоворота жизни? Как можно надеяться на достижение самореализации? Однако должен быть какой-то выход, и он есть. Бог никогда не бывает жестоким или несправедливым, только люди бывают такими, и они проецируют свою ограниченность на Него.
Чтобы вырваться из цепких объятий кармы, вы должны вначале понять, что карму порождает рна (долг). Карма может возникнуть между двумя индивидуумами только в том случае, если между ними существует связь, обусловленная долгом. Я называю это "рнанубандхана" - от санскритских слов "рна" (долг) + "анубандхана" (связь). Например, если я краду что-нибудь у вас в этой жизни, сама возможность воровства может возникнуть только в том случае, если между вами и мною существует какой-то долг, то есть если вы мне что-нибудь должны. Если такой связи нет, я не смогу найти ваш дом или же не найду желаемое, даже если я проникну в него. И если я ворую у вас что-нибудь (вместо того, чтобы получить желаемую вещь в подарок, который бы вы отдали мне по собственной воле), - значит, скорее всего, вы что-то украли у меня в прошлом. Ваше прошлое действие создает аналогичное отношение во мне. Это, конечно, очень упрощенное объяснение, но вы можете понять из него общую идею.
Мое ответное воровство - это не карма: оно становится кармой только в том случае, если я отождествляюсь с этим действием - совершением кражи. Пока же я не отождествляюсь с воровством, для меня это не карма. Это может быть глупым поступком, который причинит вам обиду, приведет к тому, что я попаду в тюрьму, или к тому, что вы меня изобьете или застрелите, - но это не карма: в этом случае происходит лишь выход рна. Именно отождествление с собственными действиями превращает их в кармы, еще крепче привязывая эго к ограниченной, непостоянной личности.
Если я выпишу чек на 10 миллионов рупий и не подпишу его, он не имеет цены, хотя я совершил действие, выписав и дав его вам. Если же я подпишу его и вы представите его в мой банк - тогда у меня начнутся неприятности, если у меня на счету меньше 10 миллионов.
Запомните, - только эго имеет способность к самоотождествлению. Ваше эго постоянно отождествляется с вашим телом и вашей личностью: "У меня черные волосы, я люблю скаковых лошадей и т.д. и т.п." Благодаря эго мы можем оставаться живыми, ибо как только эго перестает отождествляться с телом, человек умирает.
Проблема состоит в том, что эго отождествляется не только с телом, но и со всеми действиями, которые это тело совершает. И эго пытается защитить себя, стремясь предотвратить выплату кармических долгов. Таким образом происходит образование новых карм.
(Агхора, Роберт Свобода, рассказывает Вималананда)