Эти "2 полюса" изначально относятся к свету и тени: иероглиф "ян" обозначает освещенную сторону холма или оврага (южный склон холма и, соответственно, северный склон оврага), "инь" - затененную сторону (северная - для холма, южная - для оврага). Отметьте, что это - две стороны одного целого, и они никогда не существуют по отдельности. На известном символе "инь-ян" (в просторечии "две рыбки") охватывающий круг показывает, что на самом деле эта пара - одно целое, а чтобы еще более подчеркнуть идею немыслимости одного начала без другого, у каждой половины есть точка противоположного цвета.
До разделения на 2 категории существовало лишь Беспредельное ("у цзи"), оно породило Великий Предел ("тай цзи"), в котором неразрывно соединены Инь и Ян.
Эта классификация является главной - все последующие деления (на 3, на 4 и т.д.) сводятся к ней. За время своего существования Инь и Ян обросли огромным количеством соответствий, как конкретных - видимых, осязаемых, - так и довольно абстрактных в смысле "недоступных для ощущений". Читатель и сам может вводить новые разделения после того, как уловит основной принцип, понятный не столько из объяснений, сколько из примеров.
В таблице 1-1 приведены самые явные разделения реальности на 2 категории.
Ян |
Инь |
левое |
правое |
верх |
низ |
спереди |
сзади |
свет |
тень |
будущее |
прошлое |
открытое |
закрытое |
Небо |
Земля |
внешнее |
внутреннее |
наличие |
отсутствие |
мужское |
женское |
белое |
черное |
Солнце |
Луна |
день |
ночь |
большое |
маленькое |
твердое |
мягкое |
жар |
холод |
острое |
тупое |
полное |
пустое |
Пояснение к первому разделению: китайцы полагают левую сторону тела янской, поскольку именно слева находится сердце. Остальные разделения, надеюсь, очевидны. Кстати, в упрощенных иероглифах "инь" и "ян" в правой части, которая сокращалась, стоят "Луна" и "Солнце" соответственно.
Чтобы определить характер движения, нужно судить по тому, куда это движение направлено. Например, направление снизу вверх - янское, потому что обращено вверх (Ян). Изнутри наружу - также янское; снаружи вовнутрь - иньское.
Менее конкретные разделения представлены в таблице 1-2.
Ян |
Инь |
вход |
выход |
движение |
покой |
постоянство |
изменение |
время |
пространство |
жизнь |
смерть |
нечет |
чет |
господство |
покорность |
ограниченное |
беспредельное |
круг |
квадрат |
крона |
корень |
возвышенное |
низменное |
благородное |
ничтожное |
частное |
общее |
посленебесное |
прежденебесное |
Дэ ("добродетель") |
Дао ("путь") |
наступление |
отступление |
выпрямление |
свертывание |
постоянство |
изменение |
"высшая душа"-хунь |
"низшая душа"-по |
разделение |
смешивание |
энергия-ци |
кровь |
"круг-квадрат": круг - это символ Неба, поэтому он янский; квадрат - символ Земли, относится к Инь.
Большую роль играет контекст разделения. Так, в китайской медицине очень много делений на категории, зачастую совершенно не очевидных, обосновываемых прежде всего огромной практикой и некоторыми теоретическими выкладками. Например, если мы рассматриваем ци (в китайской натурфилософии - энергия, присутствующая везде) и кровь, то ци будет относиться к Ян, а кровь - к Инь. Но если рассматриваются кровь и лимфа, то здесь уже кровь относится к Ян, а лимфа - к Инь.
Графически Инь обозначается прерванной чертой ("- -"), Ян - сплошной ("—") чертой. Иногда их удобно обозначать кавычками " или апострофом ' соответственно.